Словарь терминов

"Есть несколько способов создавать красивый ландшафтный дизайн:
лучший из них - поручить это дело профессионалу"
 - Карел Чапек

Словарь терминов садово-паркового искусства 

Абрис - 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника;
2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, дорог и т. п.

Ажурность - свойство, характеризующее количество просветов в кронах как отдельных деревьев и кустарников, так и насаждения в целом.

Аграф - стилизованный растительный мотив в оформлении садовых партеров XVII -XVIII вв. Обычно имел вид пучка ветвей, листьев, лепестков, исходящих из одной точки у края партера.

Акведук - мост для переброски водовода через овраг, ущелье, долину реки. Как элемент декоративного оформления введен в романтические сады второй половицы XVIII в.

Акцент - в садово-парковом искусстве - подчеркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма.

Аллея - пешеходная или транспортная дорога в парке, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями, кустарниками или их группами в определенном ритме.

Альпинарий - каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору. Для него характерно сочетание низкорослых альпийских растений со скалами, водой.

Альтянка - см. Беседка.

Ампельные растения - растения с вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в ампелях (подвесных вазонах, корзинах и др.). Используются для оформления беседок, трельяжей, навесов и т. д.

Амфитеатр - в древней римской архитектуре зрелищное сооружение в форме эллипса со ступенчато расположенными рядами сидений, в XVIII в. появился в парках в виде декоративного сооружения для зрелищ.

Английский парк - см Пейзажный парк.

Ансамбль - в садово-парковом искусстве пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующая целостную архитектурно-художественную композицию.

Антураж - окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции в садах и парках часто являются антуражем по отношению к находящимся в них архитектурным сооружениям и монументам.

Анфилада - в садово-парковом искусстве ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными по одной оси. Чередование больших и малых полян приобретает часто вид анфилады.

Аранжировка - искусство составления букетов из отдельных растений, ветвей, зеленых гирлянд, венков, цветов, листьев и размещение в вазах и корзинах с целью оформления интерьеров и фасадов парковых павильонов

Арборетум - см. Дендрарий.

Архитектоника - в декоративной дендрологии означает структуру кроны; определяется ее размерами, формой, характером разветвленности побегов и ветвей, красотой их взаимного расположения.

Архитектурно-планировочная организация парка - порядок размещения основных парковых центров, функциональных зон. пешеходных и транспортных коммуникаций; композиционная схема, отражающая взаимосвязь искусственных и природных компонентов ансамбля (насаждений, водоемов, здании, монументов и т. д.).

Архитектурные элементы парка - здания и сооружения (павильоны, амфитеатры, колоннады, беседки, арки, лестницы, подпорные стенки, балюстрады и т. д.), гармонично сочетающиеся с природными элементами ландшафта. Доминирующими в парках XVIII— XIX вв., обычно это дворец, главный дом усадьбы, иногда культовое сооружение.

Асимметрия - сочетание объемно-пространственных элементов, характеризующееся отсутствием оси симметрии, широко применяемый прием парковой композиции, особенно в парках пейзажного стиля.

Ах-ах - скрытая в углублении внешняя ограда, прием, распространенный в садово-парковом искусстве XVII— XVIII вв. Неожиданное раскрытие вида из парка па окружающий ландшафт (например, выход к каньону реки), вызывающий восхищение (возглас: «Ах-ах!»).

Балюстрада - сквозное ограждение террас, лестниц, подпорных стен, состоящее из ряда фигурных столбиков — балясин; в садах и парках часто оформляется цветочными вазами, скульптурой.

Барокко - художественный стиль в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в., нашел отражение при создании садов и парков Франции, Италии и других стран, включая Россию. Характерны - декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность композиции, стремление придать природным материалам (растительности, воде, рельефу) архитектурные формы (боскеты, фонтаны, террасы, подпорные стены и т. д.). Барочные композиции частично сохранились в Летнем саду, в Пушкине, Петродворце и др.

Берсо - крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель.

Беседка - садово-парковое сооружение, представляющее из себя открытую постройку для отдыха, создания тени, защиты от дождя.

Бельведер - вышка, надстройка на здании, беседка на возвышении, с которых открывается вид на окрестности.

Биндаж - См. Огибные дороги.

Бордюры - узкие (10—30 см) линейные посадки из одного или двух рядов низких (не более 50 см) цветущих кустарников или декоративно-лиственных трав определенного вида. Служат для обрамления клумб, рабаток или дорожек, выделения рисунка в цветниках и партерах.

Боскет - замкнутый участок с насаждениями, правильной геометрической формы, ограниченный деревьями и кустарником в виде живой изгороди. Пространства внутри боскетов (в эпоху Барокко) назывались кабинетами или зелеными залами. Исторически возникшие тины боскетов: стриженые стены с открытыми газонами внутри, с заполнением их свободно растущими деревьями, с расположением внутри зеленого театра, лабиринта, водоема, фонтанов, цветников и т. д. Преобладающий ассортимент пород при создании боскетов в России: липа мелколистная, ель обыкновенная, акация желтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клен татарский, смородина золотистая.

Бродери - см. Партер кружевной.

Буленгрин - специальный газон спортивного типа, средняя часть которого понижена в форме плоского котлована. Используется для усиления впечатления пространственности парков и садов.

Буферная зона (парка-памятника) - часть периферийной территории парка или дополнительно осваиваемая смежная территория, на которой организуется массовый отдых и обслуживание посетителей с целью снизить чрезмерно высокую рекреационную нагрузку на культурно-историческую зону парка.

Букетные посадки — прием формирования древесных групп, путем посадки нескольких саженцев в одно гнездо, с целью быстрейшего создания компактных насаждений. Создание букетной группы возможно специальной посадкой «на пень» молодого деревца или созданием условий для развития боковых побегов.

Веерная композиция плана парка - соединение лучевых аллей, обычно у основного входа в парк, откуда они расходятся по всей его территории. Архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем лучам в направлении от центра-входа к периферии. Полукольцевые дороги связывают лучи между собою. Веерная композиция формируется как регулярными, так и пейзажно-живописными элементами на ровной или пересеченной местности. Применяется как основа планировки парка в целом или его части.

Вертикальное озеленение - вид озеленения с использованием лиан или стриженых деревьев, цель которого оформить, украсить фасады и стены зданий, защитить от перегрева, шума, пыли, создание зеленых стен для изоляции отдельных участков сада друг от друга или от внешнего окружения.

Вертикальная планировка - комплекс мероприятий, направленных па преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории. Специфика ее при реконструкции и восстановлении исторических парков состоит в необходимости сохранения ценной существующей растительности и почвенного покрова террас, лестниц, подпорных стенок, сходов к воде и других элементов ансамбля.

Вертоград - древнерусское название сада.

Вертюгаден - небольшое террасированное возвышение типа амфитеатра с полукруглыми выпуклыми ступенями на фоне стриженой зеленой стенки. Используется как сценическая площадка, украшается скульптурой, вазами и пр. Термин, широко применяемый в ландшафтной архитектуре. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов в пейзаже является важным аспектом проектирования и реставрации садов и парков.

Видовая точка - определенное место на территории лесопарка, парка, сада, наиболее удобное для восприятия открывающеюся вида; обычно намечается при художественном анализе и эскизной проработке объекта в составе целой серии следующих друг за Другом визуальных «кадров».

Виста - вид, узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта - фокуса перспективы. Включает в себя точку обзора (место, откуда восприятие оптимально), обрамление («пейзажная рама», фиксирующая вид), средний план (обычно - это кулисы из растений, которые не должны отвлекать внимание от главного) и завершающий висту кульминационный объект обозрения. Зрительным фокусом могут быть, например, архитектурные сооружения, монументы, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.

Висячий сад - небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные емкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Прообраз современных висячих садов — сады Семирамиды в древнем Вавилоне, которые располагались на многоступенчатых каменных террасах. Известны висячие сады в Московском Кремле в XVII в., на террасах Екатерининского дворца в Царском Селе у Камероновой галереи, в Зимнем дворце. Древнерусский синоним термина — «Верховой сад».

Водопад - естественный или искусственно устроенный ниспадающий поток воды между двумя водоемами, находящимися на разном уровне. Устраивается в садах и парках на перепадах рельефа. Особенно характерен для романтических парков пейзажного стиля (Алупка, Софиевка и др.).

Воздушная линия - в перспективе обозначает общий верхний контур деревьев в группе или массиве (может быть четко очерченный, изрезанный, расплывчатый и т. д.).

Вокзал - устаревшее название концертного зала в парке (по аналогии с лондонским «Воксхоллом»). После того как к «Вокзалу» в Павловске была проведена первая железная дорога, слово приобрело современное значение.

Волюта - орнамент в классическом садовом партере в виде завитка, спирали. Как правило, размещался в углу или у края партера.

Габитус - внешний вид, форма различных деревьев и кустарников (см. Архитектоника).

Газон - искусственный дерновый покров, участок, засеянный преимущественно злаковыми травами с целью создания однородного зелено-изумрудного фона для скульптуры, архитектурных сооружений, цветочных композиций и древесно-кустарниковых групп; в зависимости от целей использования подразделяется на Г. декоративный (в том числе партерный), спортивный, цветущий (мавританский), специальный.

Гармония - в садово-парковом искусстве соразмерность отдельных элементов композиции, специфическое единство в многообразии (например, гармония в пропорциональности, в цвете, фактуре растений и т. д.).

Геопластика - архитектурно-художественное преобразование рельефа, разновидность вертикальной планировки.

Герма - широко распространенный в парках и садах XVIII в. род скульптурного изображения в виде головы или бюста на четырехгранной опоре (например, в Останкине. Архангельском). Впервые появились еще в античной Греции.

Героон - мемориальная роща со статуями, «памятными» деревьями.

Гнездовые посадки - группы из 3—5 деревьев, высаженные на расстоянии 0,5-1 м друг от друга, образующие общую крону большого диаметра (типа «букет»).

Глориетта - сооружение в форме открытого колонного павильона, расположенного обычно у входа в парк, на возвышенности или замыкающего глубокую перспективу, появилось во второй половине XVII в во Франции. Глориетты в виде торжественных ворот, триумфальных колоннад характерны для парков России конца XVIII — начала XIX в. (Царское Село, Кузьминки и др.).

Грот - декоративное парковое сооружение, создаваемое в местах выхода скальных пород у подножия холма или в нагромождениях камней; у водопада, пруда, ручья с каскадами и т. п.

Группа (насаждений) - древесные или кустарниковые растения, высаживаемые на близком расстоянии друг от друга, играющие в соответствии с замыслом проектировщика определенную композиционную роль в построении пейзажа сада, парка; предусматриваются обычно по опушкам массивов, на лужайках и полянах, у поворотов дорожек. Группы насаждений подразделяются: по видовому составу (однопородные или многопородные), по величине (небольшие из 3—5 деревьев, крупные от 11 и больше, но площадью, обычно не превышающей высоты деревьев), по компактности и ажурности (компактные, букетные посадки, сквозистые, рыхлые посадки и т. д.). Один из лучших примеров создания Группы насаждений — район Белой березы в Павловске

Дворцово-парковый комплекс - крупный, исторически сложившийся ансамбль включающий в себя дворец, парк, хозяйственные и культовые постройки. Как правило, является комплексным памятником архитектуры и садово-паркового искусства, используется в качестве музея-заповедника (Петродворец, Кусково, Ливадия и др.).

Декоративные качества растений - качественные и количественные характеристики растений, определяющие их внешний облик, постоянные в период сформировавшихся листьев, цветков, соцветий или изменяющиеся в течение года, жизни (размер, облик, архитектоника кроны и т. п.). Д. к. р. учитываются при подборе ассортимента, размещении растений, формировании групп, куртин, массивов.

Диссонанс - нарушение гармонии, проявляющееся в несоответствии формы и содержания предметов и явлений. Неудачно подобранные по размерам, архитектонике и цвету группы растений, дисгармония архитектуры и пейзажа, противоречие внешнего облика новых и исторически сложившихся элементов парка и т. д.

Доминанта - в парковом пейзаже главный, наиболее выразительный элемент, которому подчинены другие элементы. Доминанта может быть выражена размерами и положением, формой, насыщенным цветом и т. д. Например, доминанта Воронцовского парка в Алупке — вершина Ай-Петри, ансамбля в Петродворце — Большой дворец и Главный каскад.

Емкость рекреационная - величина, характеризующая способность парка или зоны отдыха обслуживать определенное количество посетителей при условии достаточного психофизиологического комфорта, без деградации природных компонентов среды и нанесения ущерба культурно-историческим, архитектурно-художественным объектам, находящимся на территории.

Живая изгородь - посадки из формируемых или свободно растущих деревьев или кустарников (или их сочетание) с целью получения сомкнутых непроницаемых насаждений. Обычно стрижкой им придается форма зеленой стены. Исходя из назначения живые изгороди бывают одно-, двух-, трехрядные и различной высоты. Используются растения, хорошо поддающиеся стрижке, вьющиеся (боярышник, гледичия, биота восточная, бирючина, кизильник блестящий и др.).

Загущенные посадки - прием формирования паркового пейзажа с целью быстрейшего создания компактных насаждений с прямыми стволами. В последующем требуют обязательного прореживания.

Зверинец - залесенная территория, обычно со специально устроенными просеками, отводимая для охоты в парках XVIII в. (Гатчина, Кузьминки).

Зеленый театр - сооружение, предназначенное для представлений на открытом воздухе, устраивается в парках и садах с использованием естественного рельефа местности. В качестве стен применяется ограждение из живой изгороди или вьющихся растений на специальных опорах или каркасах.

Зеркало водное - неглубокий декоративный водоем обычно правильной геометрической формы с низким бортиком - «рамой». Рассчитывается на эффект отражения (от архитектурного сооружения, скульптуры, деревьев и пр.).

Зонирование (функциональное) территории - выделение в парке участков, различных по функциональному назначению, например зоны зрелищных мероприятий, спорта, прогулок и тихого отдыха, культурно-исторической и т. д.

Интродукция растений - введение растений в местности, где они раньше отсутствовали. Метод обогащения цепными видами растений наших полей, огородов, ботанических садов и парков.

Историко-архитектурное зонирование - зонирование территории памятников культуры, выявление исторической планировки с целью создания условий среды, близких к первоначальному состоянию.

Исторический парк - образец культуры паркостроения прошлого. Как памятник подлежит охране государством.

Кабинет в боскете - замкнутое пространство, образованное стрижеными стенами из липы и других растений. Характерное для регулярных садов и парков в XVII—XVIII вв.: некоторые кабинеты были украшены бассейнами, скульптурами, беседками (например, в Летнем саду в Петербурге).

Каскад - специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, служащее для ниспадания струй волы на местах быстротоков естественных речек и ручьев, а также на путях искусственных водотоков с последовательного ряда мелких террас. Один из элементов парковой композиции, особенно террасных парков (см. Водопад).

Картуш - орнамент в садовом партере XVII—XVIII вв., напоминающий по форме полуразвернутый свиток с завитками. В центре картуша размещался вензель, эмблема владельца сада.

Катальная гора - характерное для русских парков XVIII в. искусственное сооружение с пандусом для спуска на санях (в парках Ломоносова, Пушкина и др.).

Квартал - 1) элемент садово-парковой композиции, введенный еще в средневековье, с цветниками, беседками, скульптурами: 2) часть лесопарковой территории, ограниченной просеками.

Кенконс - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами в шахматном порядке, с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами Образует один объем и обеспечивает видимость по диагональным направлениям между стволами; прием использовался еще при создании садов в древнем Риме.

Китайская рощица - посадка деревьев, напоминающая по размещению амфитеатр (использовалась в конце XVIII в. в Москве — в усадьбе Шереметевых Останкино).

Классицизм - художественный стиль XVIII — начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному обращу. В русском паркостроении отождествляется с пейзажным стилем планировки, отказом от регулярных построений, как противоречащих природе. Образцы парковых сооружений в стиле классицизма — храм Дружбы в Павловске, Камеронова галерея в Екатерининском парке г. Пушкина, павильон Флоры в Софиевке и т. д.

Клумба - группа деревьев и кустарников на открытых полянах в пейзажных парках. Позже, с середины XIX в., К. назвали цветник правильной геометрической (округлой, выпуклой, плоской, вогнутой или прямоугольной) формы, размещаемый обычно в партерных композициях. Различаются К. и по цветовому решению, и ассортименту высаживаемых растений: К. из летников, двулетников и многолетников; простые (из одного вида растений) и сложные (из 2—3 видов), одноколерные и многоколерные.

Компартимснт - отдельная садово-парковая композиция в садах и парках XVII—XVIII вв., из частей которой создавался весь ансамбль: например, компартимент партерный, состоящий из идентичных цветочных ковров, симметрично размещенных вокруг скульптуры или бассейна.

Композиционное зонирование территории парка - зонирование по признакам планировочной и архитектурно-художественной организации на основе определения принципа формирования различных участков или районов парка.

Композиционный узел - участок или часть сада или парка, объединяющая и связывающая воедино несколько участков или частей, составляющих в результате единую композицию. Например, водоем, связывающий видовые точки берегов, с которых раскрываются различные перспективы, или поляна, объединяющая отдельные виды в пейзаже.

Композиция в садово-парковом искусстве - построение (структура) отдельного пейзажа сада, парка или всей территории в определенной художественной системе, обеспечивающее взаимосвязь составных частей (насаждений, рельефа, водных поверхностей), обусловленное художественным замыслом и назначением объекта. Используются многообразные средства и приемы композиции: выделение главного и второстепенного, масштабность и соразмерность, пропорциональность, ритм и смена впечатлений, симметрия и асимметрия, контраст и подобие, ориентация, свет и цвет, фактура материала и др. (см. Ландшафтная композиция; Свободная планировка; Регулярный стиль).

Консервация старинных парков-памятников - сохранение существующей планировочно-пространственной композиции, ценной растительности, архитектурных сооружений и малых форм парка для предотвращения дальнейшего разрушения. Принимаются меры к приостановлению распада сохранившихся насаждений, эрозионных процессов, вводится охранный строительный режим и пр. Консервация — первый этап парко-восстановительных работ.

Контраст - сопоставление предметов или явлений, противоположных по своим свойствам, например малое противопоставляется большому, низкое — высокому, гладкое — шероховатому, темное — светлому и т. д. В садово-парковом искусстве при создании эффекта художественного контраста обычно сопоставляются предметы, сходные между собою в одних чертах, но противоположные в других: плакучая форма кроны березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой кроны пихты или ели. Противопоставляются друг другу не только деревья разных видов, но и растительность разных ярусов, здания, водоемы, линии рельефа и т. д. Учитываются также так называемые последовательные контрасты, воспринимаемые во времени, например: широкая панорама долины Москвы-реки, открывающаяся после прогулки по регулярному саду в парке Архангельском.

Кордегардия - здание караульни у въезда в усадьбу. Часто играет роль первого архитектурного акцента, подготавливающего последовательное восприятие дворцово-паркового ансамбля вдоль главной композиционной оси (Софиевка, Горенки и т. д.)

Крестовая композиция плана - композиция, основанная на пересечении двух планировочных осей и выделении на этом пересечении или вблизи него центра ансамбля. Архитектурно-ландшафтное построение развивается от периферии к центру по обоим направлениям (главному — продольному и подчиненному — поперечному). Широко применялась в садах регулярного типа (Петергоф).

Красная линия - условная черта, отделяющая территорию парка от улицы и застройки. Имеет регулирующее значение.

Крытая дорога - см. Огибная дорога.

Ксист - небольшое пространство перед домом в виде плоского, разбитого на квадраты или прямоугольники сада с четким осевым построением, преобладанием газонов и бордюров.

Кулисы - группировки деревьев или кустарников (массивы, куртины, группы), располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы, закрывают несущественное или чрезмерно бросающееся в глаза, раскрывают главное с целью улучшения восприятия части парка пли окружающего ландшафта. Служат также для притенения других растений от солнца или защиты от вытаптывания.

Кульминация - точка (место, момент) наивысшего подъема в развитии композиции. В садово-парковом искусстве она может обозначать как самое сильное зрительное впечатление, полученное при последовательном передвижении вдоль главной композиционной оси (например, при выходе па эффектную видовую площадку или внезапном раскрытии вида на фасад здания, комплекс фонтанов и т. д.), так и высшую степень развития ансамбля во времени, этап его наибольшей архитектурно-художественной завершенности.

Культурно-историческая зона парка-памятника — вся или часть территории парка, на которой сохранились или будут восстановлены объекты, представляющие историческую, архитектурно-художественную или ботанико-дендрологическую ценность.

Курдонер - парадный двор в виде частично открытого П-образного пространства, окруженный корпусами зданий и отделенный от улицы сквозной оградой.

Куртина - 1) отдельный участок леса, ботанического сада, дендрария; 2) крупная группа от 20—90 и более экземпляров деревьев и кустарников одной породы: 3) оформленная дерном грядка для цветочных растений.

Лабиринт - запутанные проходы, появились в садах эпохи Возрождения, широкое распространение получили и русских парках XVIII—XIX вв. Л. в парках устраиваются обычно из высоких стриженых живых изгородей (с использованием граба, липы, лавра). До XVIII в. имели символический религиозный смысл (затруднения на пути паломника), позже приобрели просветительское или развлекательное значения (например, лабиринты Летнего сада со скульптурами на темы басен Эзопа, устроенные при Петре I).

Ландшафт - 1) природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты (рельеф, почва, растительность, водоемы, климат, животный мир), а также искусственные, т. е. антропогенные (застройка, дороги, сельхозугодья и т. д.), находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу; 2) общий вид местности, пейзаж.

Ландшафт природный - 1) ландшафт, не преобразованный человеческой деятельностью, а потому обладающий естественным развитием: 2) относительно мало преобразованный человеком. Второе значение термина употребляется преимущественно в отношении пригородных и других освоенных территорий, где природных ландшафтов в полном смысле этого слова не сохранилось. Некоторые ботанические сады и крупные парки включают отдельные урочища природного ландшафта, например, можжевеловую рощу (Никитский ботанический сад), дубраву (Главный ботанический сад) и т. д. В парках, созданных в конце XVIII в., «природность» парковых картин подчеркивалась особо и даже создавалась искусственно (например, в Гатчине).

Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, цель которой формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в юродах, пригородных и курортных зонах, сельской местности с учетом функциональных, эстетических, технико-экономических требований. Специфика отрасли состоит в том, что она имеет дело в основном с природными материалами  и  объектами  —  рельефом   земной  поверхности,  растительным   покровом, водоемами при проектировании парков, садов, скверов, лесопарков, загородных зон массового отдыха. В задачи ландшафтной архитектуры входит также озеленение и внешнее благоустройство жилых дворов, промышленных предприятий, транспортных и сельскохозяйственных объектов. Исторически возникла на стыке садово-паркового искусства и современного градостроительства.

Ландшафтный участок - выдел, часть ландшафтного района, выявленный ландшафтным анализом на территории, характеризующийся однородностью визуального облика, обусловлен одинаковым типом растительности, породным составом деревьев и кустарников, классами возраста и бонитета, сомкнутостью, и ярусностью насаждений, рельефом и т. п.

Лесопарк - благоустроенный лесной массив, организованный в определенную ландшафтно-объемно-планировочную систему постепенной реконструкцией посадок, организацией проезжих дорог, прогулочных аллей, пешеходных тропинок, лужаек, водостоков и др.; предназначается для свободного кратковременного отдыха населения в обстановке, приближенной к природной.

Лесопарковый пояс - часть пригородной зоны, прилегающая к границам города и используемая для массового отдыха. Включает леса, луга, лесопарки, загородные парки, дачные поселки, а также плодовые сады и некоторые другие сельскохозяйственные угодья. Имеет важное оздоровительное, эстетическое, планировочно-регулярное и природоохранное значение для города.

Лоджия - помещение, открытое с одной или нескольких сторон, обычно в виде большого крытого балкона, оформленного арками, колоннами, балюстрадой или парапетом. Связывает интерьеры здания с прилегающим садом, парком или другим открытым пространством, часто используется для размещения скульптуры, передвижных цветочных композиций и т. и. (например, в парках Павловска, Алупки).

Люсггауз - садовый павильон тина большой беседки, обычно с пышной архитектурной отделкой. Термин широко употреблялся в начале XVIII в. (например, известны люстгаузы второго Летнего сада в Петербурге).

Макрорельеф - крупные формы рельефа, характеризующие облик большой территории земной поверхности: горные массивы, хребты, бассейны рек, межгорные плато, плоскогорья и др. Часто являются объектом внешней пространственной ориентации парковой композиции. Например, парки в Алупке и Гурзуфе, Никитский ботанический сад и др.

Малые архитектурные формы - искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и т. п. (см. Парковые сооружения).

Массив парковый - участок парка площадью более 0.5  га, состоящий из деревьев и кустарников горизонтальной или вертикальной сомкнутости.  Различают чистые (сосновый, еловый) и смешанные массивы, например березо-еловый:   в парках приняты массивы площадью 0,5—4 га, в лесопарках—до 10 га.

Масштаб пространственный - степень крупности архитектурных и природных форм, слагающих садово-парковую композицию, степень соответствия их величины своему назначению, окружающей среде и человеку. Одно из важнейших средств художественной выразительности ансамбля. Масштаб пространственный меняется в зависимости от характера     окружения      (некоторые     парки-памятники.      окруженные     современными

Мертвые материалы - разноцветный песок, толченая черепица, битое стекло, толченый мрамор, антрацит и другие материал, с помощью которых выполняется в натуре рисунок садовых партеров. Сочетаются с “живыми” материалами в виде газонных трав, низкого стриженого кустарника, цветов.

Микрорельеф - мелкие элементы рельефа в ландшафте парка, сада. Занимают небольшие площади до нескольких сотен кв. м, с колебаниями-перепадами в отметках в пределах 1—2 м. например рельеф куртины, клумбы, холмика (положительные формы): ложбина (отрицательная форма).

Миловид - в русских парках XVIII XIX в.в. беседка, из которой открывается особенно живописная панорама; видовая площадка (парк 8 Царицыне).

Миксбордер - вид цветочного оформления, характерный многократной сменой цветения в течение вегетационного периода, создаваемый путем подбора красиво цветущих травянистых преимущественно многолетних растений.

Многоплановость - ряд последовательно сменяемых визуальных планов в парках, лесопарках, отделенных друг от друга кулисами и воспринимаемых на достаточном расстоянии.

Модульный сад - прием оформления цветника небольшого пространства сада или фрагмента парка, построенного на геометрической системе модулей, повторяющихся через определенные промежутки. Например, квадраты выложенные по краям плиткой, с различным или однородным заполнением (цветами, декоративными деревьями и кустарниками, газоном).

Мозаика листовая - рисунок расположения листьев на растении, обусловливает образование светотеневых эффектов под кроной дерева, придаст живописность и своеобразие облику растения.

Моносады - сады (розарии георгинарии, сирингарий и т.д.), в которых ведущим является какое-либо одно растение.

Мостик парковый - сооружение, имеющее не только утилитарное, но и декоративное значение, как элемент паркового пейзажа и точка, с которой открываются виды вдоль реки, пруда, оврага. Крупные мосты часто играют выдающуюся роль в садово-парковом ансамбле (Марфино, Царицыно, Василеве).

Нагорный парк - парк, расположенный на склонах горы или холма, отличающийся сложностью объемно-пространственного решения, наличием террас на разных уровнях, на которых размещаются парковые сооружения, соединительным элементом служат лестницы, пандусы, позволяющие преодолеть разницу в отметках (например, Воронцовский парк в Алупке).

Нагрузка рекреационная допустимая - максимальное число посетителей на единицу площади парка, зоны отдыха, при котором обеспечивается сохранение природных компонентов среды и ее культурно-исторических (архитектурных и др.) ценностей. В случае превышения допустимой нагрузки наблюдается деградация паркового ландшафта, ухудшение психофизиологического комфорта посетителей, частичное разрушение малых архитектурных форм, скульптуры, растительных композиций (наблюдается в наиболее посещаемых парках-памятниках, например в Павловске, Кускове).

Настенный сад - декоративное сооружение из сложенных камней в виде откосов, подпорных стенок. Между камнями в расщелины забивается растительная земля, и высаживаются декоративные травянистые растения (ксерофиты, реже — обитатели влажных скал).

Национальный парк - государственная заповедная территория со строгим режимом посещения, обладающая исключительными природными особенностями, наличием скалистых гор, лесов с богатым флористическим составом, озер, гейзеров и других объектов, представляющих национальную ценность. Предназначен для охраны природы, туризма, научно-исследовательской работы. Некоторые национальные парки включают в свои границы исторически возникшие парки, усадьбы (например. «Гауя» в Латвии).

Нейтральный пейзаж - часть парковой территории, не привлекающая внимания своим внешним видом, оформлением

Нимфей - священная роща у источника, украшенная скульптурой, колоннадой, стеллой. Характерна для садового искусства Древней Греции, где считалась местом обитания нимф и муз. В русском садово-парковом искусстве эпохи классицизма эта форма использовалась, например, в работах Н. А. Львова.

Нюанс - оттенок, едва заметный переход в форме, цвете, размерах, фактуре поверхности, рисунке отдельных элементов, составляющих парковую композицию. С помощью нюансных отношений можно усилить или ослабить значение того или иного элемента, сблизить его с фоном, «растворить» в пространстве. При нюансном решении группы различия между деревьями и кустарниками сглажены, а больше выражено сходство, что позволяет подчеркнуть единый характер этой группы. Нюансные различия по-разному выступают при различных погодных состояниях, зависят от освещенности и пр.

Обелиск - прямоугольный, обычно монолитный каменный столб, суживающийся кверху, с пирамидально заостренной верхушкой, был характерен для Древнего Египта. Применяется как декоративный элемент парковой композиции — памятник в честь знаменательных событий (парки Кусковский, Павловский, Ярополец и Др.)

Обманки - «обманные» виды. В русских парках XVII в. живописные изображения, помещаемые в торце прогулочных аллеи и создающие иллюзию далекой перспективы фасада пышного архитектурного сооружения и т. д. Образ парка - присущая садово-парковому искусству специфическая форма отражения действительности. В композиции садов и парков образ создается разными средствами, но чаще всего связывается с каким-то выдающимся монументом, сооружением, выразительной и характерной панорамой пейзажа. Символическое значение подобного объекта соотносится с тем или иным содержательным явлением, историческим событием, знаменательным достижением и т.д. Своеобразие художественного образа парка обусловлено социально-историческим контекстом, природными особенностями данной территории, конкретной градостроительной ситуацией. Например, художественный образ парка в Петродворце нашел свое наиболее полное выражение в грандиозной панораме Большого каскада и его центральной скульптурной композиции «Самсон, раздирающий пасть льва», посвященной победе России в войне со шведами и выходу ее к новым морским рубежам. Здесь архитектура дворца и павильонов, пластика прибрежных террас, морской канал, водные струи, цветочные партеры органично слились в яркий торжественный художественный образ.

Огибная дорога - в русских садах и парках XVIII в. крытая аллея, устроенная на каркасе из деревянных дуг, соединенных продольными связями, при этом ветви деревьев (береза, липа, граб и др.), привязанные проволокой к деревянной основе, образовывали зеленый свод. Украшались трельяжными беседками, входными арками.

Огород - одно из названий сада при русской усадьбе XV— XVII вв., в котором выращивались в основном плодовые деревья и кустарники, а также овощи и цветы.

Ограда садово-парковая - сооружение, предназначенное для ограничения свободного доступа на территорию объекта людей, животных, транспортных средств. Помимо каменных, металлических, деревянных, используются низкие изгороди, трельяжи и стенки из вьющихся растении. Ограды садово-парковые имеют не только утилитарное или декоративное значение, они играют роль в архитектурной композиции как элементы, дающие первое наглядное представление о богатстве ансамбля в целом, его стилевых характеристиках, а также определяющие степень визуальной связи между-, внутри- и вне- парковым пространством.

Однотонный партер - цветочное оформление партера, характеризующееся доминированием одного цвета, подбором растений с близкими оттенками (например, светло-зеленым, зеленым, темно-зеленым).

Окно - просвет в массиве или куртине с целью придания пейзажу живописности. Обычно свободен от деревьев и кустарников, но имеет травяное покрытие площадью до 1 га; способствует смене впечатлении при переходе посетителя от закрытого пространства к открытому.

Опушка - насаждения, окаймляющие лесные массивы, куртины, крупные древесно-кустарниковые группы по периметру. Является важным элементом в композиции лужаек и полян. Требует тщательного подбора и сочетания пород с целью создания колористических эффектов, плавных переходов от открытых пространств к закрытым.

Оранжерея - сооружение пол стеклянной крышей с искусственно созданным климатом, предназначенное для выращивания коллекции субтропических [откуда и название «оранж» (апельсин)] и других экзотических растений с целью их экспонирования. Иногда становится важным элементом архитектурной композиции парка (Кусково и др.).

Ординары - см. Солитеры.

Ориентация - 1) размещение отдельных элементов планировки (аллей, площадок) в зависимости от экспозиции склона и положения продольной оси относительно стран света (север—юг, - восток—запад и т.д.); 2) пространственная направленность композиции парка, сада на объекты внешнего окружения - речную долину, горную вершину, выдающееся архитектурное сооружение и т. д.

Осевая композиция (парка) - такое построение системы главных дорог парка, при котором доминирует одно ярко выраженное направление. Вдоль главной оси развивается начало, кульминация и завершение ансамбля, здесь сосредоточены основные архитектурные сооружения, парадные аллеи, фонтаны, бассейны, скульптура и пр. Часто вдоль оси располагаются террасы, балюстрады, лестницы, отмечающие повышение местности к планировочному центру парка (дворцу, главному дому усадьбы) например, в Архангельском, Качановке.

Остров - место в парке, предназначенное для уединённого и созерцательного отдыха, размышлений. Особенно популярный прием в романтических парках XIX в.

Остров (искусственный) - земляное или каменное сооружение, размещаемое на водоеме и служащее для оживления паркового пейзажа, создания разнообразных перспектив (например, в парке в Гатчине). Охранная зона парка-памятника — примыкающая к парку территория, призванная создать благоприятное окружение и оградить парк от отрицательных воздействий урбанизированной среды. Границы, характер озеленения и благоустройства охранной зоны определяются в соответствии с градостроительной ситуацией, размерами и значением памятника, условиями его зрительного восприятия.

Павильон - 1) небольшая крытая постройка в садах, парках, размещаемая в местах тихого отдыха на площадках, поворотах аллей; 2) отдельное выставочное помещение.

Палисад - 1) легкая деревянная трельяжная изгородь. Устанавливается по краям прямоугольных или квадратных боскетов; 2) частокол из бревен, заглубленных в почву, используется для закрепления склонов.

Пальметта - стилизованный пальмовый лист, один из элементов художественного оформления садового партера.

Пандус - сооружение, представляющее наклонную плоскость, заменяющее лестницу и служащее для переходов или въездов с одной террасы на другую, с продольным уклоном поверхности. Введен в террасных парках XVII—XVIII вв.

Панорама - широкая (иногда круговая) и многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать большое открытое пространство, обычно с высоты. Она рассчитывается на восприятие ее целиком и последовательно фрагмент за фрагментом, которые представляют собою отдельные композиционно законченные картины. В панораме выделяются высотные доминанты, акценты, композиционные паузы. При увеличении вертикального угла зрения, что зависит от перепада высот точки и объекта наблюдения, сила эмоционального воздействия панорамы увеличивается.

Парадиз - древнеперсидский сад, характерной особенностью которого являлось обилие роз, фошанов, водоемов.

Парк - обширная (обычно больше 10—15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т. и. В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции. Парки подразделяются по назначению на парки культуры и отдыха, детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; по местоположению и использованию населением — общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории — пойменные, овражные, нагорные и т. д.

Парк-памятник - старинный парк, имеющий мемориально-историческое, архитектурно-художественное, научное значение. Подлежит охране и восстановлению методами консервации, реставрации или реконструкции.

Парк усадебный - исторически сложившийся парк при городской или загородной усадьбе. В ансамбль парка усадебного обычно входит главный дом усадьбы (дворец, особняк), жилые флигели, хозяйственные постройки, пруды, плодовые сады и пр. Имеет по сравнению с дворцово-парковым комплексом меньшие размеры.

Парнас - насыпной холм в парке с видовой дорожкой и площадкой на вершине, открытой на окружающую местность, символическое обиталище Аполлона и муз - покровительниц искусств и наук (например, в парке в Останкине).

Партер - декоративная открытая геометрически построенная композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, образует парадную часть регулярного парка, разбивается у главных зданий, у монументальных сооружений и памятников. Большое место отводится газону, цветнику из ковровых растений, которые в сочетании с водоемами, скульптурой, декоративным мощением и т. п. образуют единый ансамбль. Характеризуется строгостью линий и форм.

Партер кружевной - вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из «мертвых» материалов, обычно на фоне песка. Характерен для периода расцвета классического садового искусства конца XVII -начала XVIII в.

Партер наборно-орнаментальный - вид партера кружевного, сочетающегося с поверхностями стриженого газона, фоном обычно служила толченая черепица.

Партер английский - разновидность классического садового партера, отличающаяся относительно более простым рисунком, выполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.

Партер разрезной - разновидность классического садового партера, в котором главное значение имеют цветы на фоне песка (например, у Монплезира в Нижнем парке Петродворца).

Партерный сад - сад регулярного стиля с доминированием газонных площадей, цветников и водоемов. Деревья и кустарники обычно располагают по периферии куртин и клумб; растения подвергают регулярной стрижке, им придают форму шара, куба, квадрата и т.д.

Патио - небольшой, замкнутый стенами или высокими каменными оградами сад испано-мавританского происхождения. Композиционно связан с интерьерами зданий и включает такие элементы, как фонтан, декоративный бассейн, каменное мощение и т. п.

Пейзаж - общий вид местности, визуально воспринимаемая часть ландшафта, парка, ограниченная определенными пределами, вызывает ощущения и настроения аналогично полотну художника. По пространственному принципу классифицируется на открытый, полуоткрытый, полузакрытый, закрытый.

Пейзажное искусство - искусство создания садовых и парковых композиций, как правило, на основе естественной, свободной пейзажной планировки. В более широком смысле — архитектурно-художественная организация городских и загородных пейзажей, улучшение внешнего облика местности путем оперирования главным образом природными ландшафтными компонентами (растительность, воды, рельеф, а также дороги, отдельные сооружения).

Пейзажная планировка - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в древних садах Китая и Японии, получивший развитие в Англии, Франции, России и других странах XVIII—XIX вв., отличается живописностью групп деревьев, размещаемых на полянах и лужайках, извилистостью дорожек, свободными очертаниями водоемов, водотоков, сохранением (или имитацией) природного, сельского характера местности.

Пейзажный парк - парк (или его часть) для прогулок и созерцания картин «естественной» природы. Отличается свободным расположением дорог, аллей и других элементов планировки, обычно включает обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему. К пейзажным паркам можно отнести многие дворцовые и усадебные парки (Павловск, Гатчина, Царицыно), дендропарки (Тростянец и др.).

Пергола - садово-парковая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса, с плоской или сводчатой поверхностью, поддерживаемой столбами или каменными колоннами; обвивается вьющимися растениями (лианами), образующими закрытую галерею. Устраивается у входа в сад над частью аллеи и т. д.

Перетекание пространств - в садово-парковом искусстве прием композиционной связи смежных пространств (например, полян), при котором одно из них естественно и незаметно для зрителя переходит в другое. Этот прием особенно широко использовался в парках пейзажного типа (например, в Софиевке, Тростянце, Воронове, Богородицком и т. д.).

Перистиль - внутренний дворик с бассейном, фонтаном и цветником, окруженный колоннадой, отличается регулярной композицией, замкнутостью. В Древнем Риме стены перистиля часто расписывались парковыми пейзажами для создания иллюзорного пространства.

Перспектива воздушная - свойство приземного слоя воздуха окрашивать более отдаленные предметы в холодные (голубоватые, синие) тона, смягчать их действительный цвет и очертания. При соответствующем подборе растений можно иллюзорно усилить глубину пространства, например, используя на заднем плане пейзажной картины разновидность деревьев с синевато-зеленой окраской листвы, хвои или с мягкими и плавными очертаниями крон (сосна Веймутона). Противоположный эффект достигается, когда используются деревья со светлоокрашенной серебристой или золотистой листвой.

Перспектива линейная - зрительное уменьшение предметов по мере удаления их от наблюдателя. На этом основывается построение глубинных многоплановых видов пейзажа парка вдоль оси зрения. Паркостроители в прошлом использовали прием иллюзорной перспективы, когда аллеи, просеки казались длиннее, чем они есть на самом деле (боковые ряды деревьев посажены не на параллельных, а на постепенно сходящихся лучах). Расстояния между зрителем и отдаленным предметом сокращаются, если скрыта лежащая между ними местность, напротив, создание новых зрительных планов между наблюдателями и объектом как бы отдаляют его. Крупные предметы, которые нужно было скрыть, прикрывались более мелкими, но стоящими ближе к точке зрения. Эти приемы использовались при создании парков в Пушкине, Павловске, Кускове и др.

Пилоны - монументальные устои или колонны при входе в парк, на центральной площади и в других торжественных местах.

Планировка парка, сада - территориальное устройство объекта, его пространственная и функциональная структура, размещение центров, дорог, насаждений, входов и т. д. Определяется конкретными ландшафтными, социальными, архитектурно-строительными, экономическими, инженерно-строительными и другими условиями.

Платбанд - цветочное обрамление садового партера.

Поляна - открытое пространство в парке или лесу, в основном свободное от деревьев и крупных кустарников, по имеющее травяное покрытие. Делятся на малые, средние и большие (ширина составляет соответственно 1, 5 -2; 2-4; 4-6 высоты окружающей древесно-кустарниковой растительности). Объединяются в группы, анфилады и «цепочки». Пространство крупных полян и выходы на них отмечаются солитерами и группами высокодекоративных деревьев. Очертаниям полян в плане обычно придаются изрезанные контуры (кулисы). Для лучшей инсоляции продольную ось поляны стремятся расположить в направлении, близком к меридиональному (поляны в Павловске, Воронове, Царицыне).

Портик - выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие, обычно отмечает собой главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик. Играет роль переходного звена, композиционно связывающего интерьеры здания с парадным двором — курдонером, улицей, площадью или прилегающим парком; часто является архитектурным завершением пространственной оси, проходящей через центральную часть дворцово-паркового комплекса (Михайловский сад в Ленинграде, в Останкине и т.д.).

Поясная дорога - дорога, проложенная по периметру парка, кольцевой прогулочный маршрут. Характерна для городских садов и парков второй половины XIX в.

Природный парк - территория, характеризуемая выраженными ландшафтными особенностями местности (лес, степь, горы, скалы, река, водопады, интересные флора и фауна), подлежащая особой охране и в то же время доступная для туристов и отдыхающих.

Пропилеи - монументальные ворота в виде колоннады, аркады или группы сооружений, отмечающие парадный вход в архитектурный ансамбль, дворцово-парковый комплекс (например, в Пушкине, Софиевке, Останкино, Марфино).

Пропорциональность - соразмерность, гармоничное соотношение составных частей паркового   ансамбля   между   собой,   важное   условие   достижения  его   композиционного единства. Соразмерность предопределяется общими пропорциями плана, размерами аллей, партеров, полян, массивов и других открытых и закрытых пространств. В регулярных парках (например, в Петродворце) широко использовалось так называемое золотое сечение, представляющее собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку.

Псевдоготика - художественный стиль, разновидность романтизма, распространившаяся в Европе в конце XVIII—начале XIX в. Оказала влияние на архитектуру парковых сооружений, которые имитировали средневековые готические постройки — «рыцарские» замки, крепости и т. п. (например, в Александровском парке в Пушкине, в Алупке). В России приобрела специфические черты под влиянием древнерусского зодчества (в парке в Царицыне и др.).

Рабатка - цветник в виде узкой длинной полосы, размещаемой вдоль аллей, дорожек; устраивается многорядной посадкой одного или нескольких видов однолетников, луковичных.

Равновесие - один из принципов построения натурных пейзажных картин, согласно которому предметы на одной стороне зрительной оси должны тем или иным образом уравновешиваться предметами противоположной стороны. Для регулярной планировки характерно симметричное равновесие, а для пейзажной — асимметричное или динамичное. При этом учитываются, кроме эстетической ценности предметов и их смыслового значения, также видимые размеры предметов, их цвет и освещенность, плотность фактуры и т. д. Например, мощный дуб уравновешивается молодой березовой рощей. Построение уравновешенных пейзажных картин предполагает фиксацию определенных видовых точек.

Радиально-звездная композиция парка - пересечение нескольких планировочных осей в одной точке, на которой формируется центр паркового ансамбля (или одного из районов парка). Архитектурно ландшафтное построение развивается по всем радиальным направлениям от периферии к центру. Обычно организуются и кольцевые связи, связывающие планировочные оси между собой (Павловский парк).

Райский сад - название небольшого сада внутри стен монастыря, который в древности имел символическое значение и был засажен «райскими» растениями — яблонями, виноградом, душистыми цветами и травами.

Ракурс - необычная угловая перспектива на объект, когда ось зрения направлена снизу, сверху или сбоку от него, создает впечатление динамичности в садово-парковом пейзаже. Несколько последовательно раскрывающихся ракурсов позволяют полнее связать архитектурные сооружения, монументы, отдельные группы деревьев и т. п. с окружающим фоном.

Растительное сообщество - совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимодействии между собой и условиями окружающей среды (фитоценоз).

Регулярная планировка - прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности (в Вавилоне) и получивший широкое развитие в XVI— XVIII вв. сначала в садах Италии, Франции, Испании, позже в других европейских странах и России, отличается использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, террасами, рядовыми посадками стриженых деревьев, обилием скульптуры, водных устройств (Верхний парк в Петродворце, в Кускове и др.).

Регулярный сад - в основу решения такого сада положен прием регулярной планировки.

Редина - парковый массив с малой вертикальной сомкнутостью крон, не имеющий подлеска; используется при переходах к открытому пространству (например, вокруг поляны).

Реконструкция старинных парков-памятников - частичное переустройство планировочно-пространственной композиции и отдельных сооружений в соответствии с новым предназначением парка. Обновляются сохранившиеся и создаются новые зеленые насаждения, развивающие пространственную организацию парка применительно к современному использованию. В дополнение к старым прокладываются новые дороги и аллеи, инженерные сети, мелиоративные системы, благоустраиваются водоемы и пр. Облик парка восстанавливается по существующим элементам композиции, специальным археологическим изысканиям, имеющимся описаниям и иконографическим материалам.

Рекреационная зона - специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха с целью восстановления сил и здоровья. Городскими рекреационными зонами являются сады, парки; пригородными: лесопарки, зоны отдыха. Они рассматриваются также как «буферные», т. с. защитные территории, снижающие излишнюю рекреационную нагрузку с интенсивно посещаемых исторических парков-памятников (в Москве, Ленинграде. Киеве, Риге, Таллине и др. городах).

Реставрация старинных парков-памятников - восстановление, по возможности в первоначальном виде, общей планировочно-пространственной композиции парка, его зеленых насаждений, архитектурных сооружений и малых форм, имеющих историческую ценность. Воссоздаются аллеи и дороги с организацией обзорных маршрутов и улучшением покрытий, восстанавливаются водные пространства, частично сохранившиеся растительные композиции. При необходимости, вместо разрушенных элементов создаются аналогичные им новые.

Ритм - равномерное чередование элементов композиции, порядок повторяющихся зрительных и иных впечатлений при движении по парку или последовательном созерцании пейзажной картины. Простейшее проявление пространственного ритма — чередование деревьев, кустарников, скульптур, скамей вдоль пути движения пешехода. Приемы обогащения ритмического рисунка многообразны — увеличение числа элементов, участвующих в многократном повторе (включая как природные, так и искусственные составляющие), введение усложненного ритма, при котором повтор сопровождается постепенным нарастанием или ослаблением одного или нескольких признаков, использование непредсказуемых композиционных эффектов, «сбивающих» привычный порядок расположения предметов, и т. д. Хотя в парках с пейзажной планировкой ритмические построения выражены менее заметно, чем в регулярных, они проявляют себя и там путем чередований полян, рот, характерных изгибов реки, холмов. Например, определенный композиционный ритм «читается» при движении вдоль берегов р. Славянки в Павловском парке, где архитектурные акценты увязаны с природным окружением.

Розарий - 1) коллекционный или декоративный участок (часть парка, сада), предназначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов роз; 2) заросль дикорастущих шиповников.

Розетта - стилизованный рисунок цветка в классическом садовом партере. Розовый  сад  -  сад, доминантой в котором  являются розы;  планировка такого сада решается в регулярном стиле. Известны с глубокой древности (персидские парадизы).

Рокарий - садово-парковое сооружение, представляющее собой каменистый участок парка, где декоративные растения сочетаются с камнями.

Романтизм - стиль в садово-парковом искусстве, имитирующий идиллические сельские и «героические» пейзажи. Для романтических парков характерны искусственные руины, каменные «хаосы», «античные», «готические» постройки. Нашел отражение в садах и парках XVIII—XIX вв. в России (Пушкин, Павловск, Царицыно, несколько позже — Софиевка, Алупка и др.).

Ротонда - круглое в плане сооружение, перекрытое куполом и поддерживаемое каменными или деревянными колоннами. Элемент оформления пейзажных садов и парков (например, в усадьбе Никольское).

Роща - массив насаждений, элемент паркового пейзажа площадью 1—1,5 га, состоящий из деревьев преимущественно одной породы (сосновая, буковая, дубовая, березовая), с учетом обязательно просматриваемого пространства между стволами.

Руины - элемент оформления пейзажей романтических парков XVIII в., представляющий собой искусственно созданные (редко «настоящие») развалины древних храмов, гробниц и других построек (например, в парках в Царицыне, Софиевке).

Руст - грубо отесанный камень, широко использовался в монументальных садово-парковых сооружениях. Кладка из руста — «рустика» напоминает природный камень и тем самым как бы сближает архитектуру с естественным окружением.

Сад - участок с культивируемыми растениями. В современном значении объект озеленения, представляющий собой территорию площадью не менее 5-10 га, занятую древесными и кустарниковыми насаждениями, аллеями, лужайками, цветниками, малыми архитектурными формами. Обычно включает эстраду, игровые площадки, детский сектор, водоемы; представляет собой определенную планировочную композицию, предназначен для кратковременного отдыха.

Сад зимний - пространство в интерьере зданий (холл, пристройка, обогреваемые галереи), художественно оформленные различными, преимущественно тропическими, растениями в кадках, контейнерах или высаженными в грунт или специальные поддоны; включает также декоративные элементы: керамику, камень, миниатюрные бассейны, скульптуру (например, сад зимний в Воронцовском дворце под Алупкой).

Сад непрерывного цветения - специально отведенный участок в парке или ботаническом саду, на котором скомпонованы растения — травянистые многолетники, кустарники, деревья, подобранные по срокам цветения в продолжение года.

Садово-парковая система - территориально и композиционно взаимосвязанная группа парков, садов, лесопарков, водоемов, набережных и других открытых пространств, образующих вместе с окружающей застройкой единый архитектурно-ландшафтный ансамбль (например, в Москве: парк в Останкине, Главный ботанический сад АН СССР, ВДНХ, комплекс телецентра, Летний сад, Марсово поле, Михайловский сад; в Ленинграде; водно-зеленый «диаметр» Киева). Парки-памятники часто становятся историческим ядром развивающейся садово-парковой системы. Садово-парковое искусство - искусство проектирования и создания парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и других объектов озеленения. Основывается на умении пользоваться законами композиции, перспективы, теории спета и цвета при использовании природных (растение, почва, вода, камень) и других материалов; как область искусства выражает определенное идейное содержание в художественных образах.

Садово-парковый ландшафт - разновидность культурного или природного ландшафта, преобразованного в результате направленной деятельности человека, в пределах которого пространственно организованные естественные элементы (рельеф, вода, растительность, почвы) в сочетании с искусственными (малыми архитектурными формами и сооружениями), рационально размещенными, образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство.

Сады переносные, мобильные - объекты озеленения, представляющие небольшие участки, оформленные переносными контейнерами, вазами из керамики и бетона различной величины с высаженными в них растениями, преимущественно летниками, вьющимися, кустарниками.

Светотень - соотношение света и тени на предметах, выявляющее их форму и воздействующее на восприятие пейзажа в целом. Необходимые соотношения между светом и тенью достигаются соответствующим расположением древесных и кустарниковых групп, отдельных деревьев, лужаек, водоемов, зданий. Водные пространства, поляны, цветники образуют светлые пятна, деревья (например, ель, пихта) способствуют созданию темных пятен. Сочетание светлых и темных пространств, распределение падающих и собственных теней накладывают определенный отпечаток на характер композиции, подчеркивают или скрывают элементы пейзажа. Правильная организация светотени — одна из ведущих задач создания парка (например, статуя, освещенная солнцем в конце темной аллеи, широкая тень дерева на газоне как обрамление дальнего пейзажа, освещенного солнцем). Различают условия утреннего и вечернего освещения, радикально отличающиеся друг от друга (по длине и направлению теней, интенсивности освещения, тональности и пр.).

Свободная планировка - прием планировки садов и парков; характеризуется свободным размещением насаждений и сооружений в пространстве с максимальным использованием рельефа местности, водоемов, растительности, предполагает пейзажный стиль в целом, но может включать и элементы регулярных композиций.

Серпантин - извилистая трассировка дорог на крутых склонах, в лесопарках, парках, на перевальных участках холмов и гор.

Сиделка - садовое кресло для уединенного наблюдения природы в русских садах XVII в. Железные кованые кресла — «диваны», «тропы» сохранялись в обиходе парков и в XVIII— XIX вв.

Силуэт — обобщенный контур, очертание отдельных экземпляров растений, групп, куртин на фоне неба, водной поверхности или городской застройки.

Симметрия - прием такого уравновешенного расположения элементов ансамбля в пространстве, при котором одна его половина является как бы зеркальным отражением другой. Предполагает наличие центральной оси в виде аллей, партера, канала и т.н., которая обычно связывает пространство сада, парка с главным зданием. Особенно характерна для композиций   в   регулярном   стиле   (например,   в   Петродворце).   В   пейзажных   парках используется    чаще    прием    динамической     симметрии,     когда    элементы    ансамбля уравновешиваются без зеркального соответствия сторон.

Скульптура - вид пространственного искусства, создающего объемное изображение, высеченное из камня, отлитое из бронзы и т. д. В парках имеет не только декоративное, но часто и символическое значение, одухотворяющее пейзаж, придающее ему определенный идейно-художественный смысл (например, в районе Старой Сильвии в Павловском парке). Некоторые виды скульптуры являются специфическими для парков, в том числе фонтанные комплексы, фигуры из стриженых растений (см. Топиарное искусство),

Смена аспектов сезонная - изменение внешнего облика и состояния насаждений в течение сезона, например расцветки листьев от начала их распускания до осеннего листопада.

Солитер - прием размещения одиночных посадок на открытом пространстве (деревьев, кустарников или крупных травянистых растений), которые выделяются своей архитектоникой или привлекают особое внимание.

Стиль - в садово-парковом искусстве преобладающая в данный исторический период устойчивая совокупность композиционно-планировочных, строительно-агротехнических принципов и приемов. Он отражает эстетические идеалы и художественные вкусы общества. Принято различать два основных традиционных стиля: регулярный и пейзажный («французский» и «английский»).

Текстура - характеристика лиственного покрова деревьев и кустарников, определяемая их размерами и расположением, способом прикрепления к побегам и ветвям, формой листьев. Большие листья образуют грубую текстуру (дуб, некоторые тополя), листья мелкие разрезные, лапчатые, перистые — более тонкую и изящную текстуру (ива, гледичия, софора, ясень, акация белая, лиственница). Степень подвижности листьев также влияет на характер текстуры (осина, ива). Текстурные различия растений позволяют группировать их, используя контрастные или нюансные сопоставления (деревья с тонкой текстурой листьев на фоне листвы с грубой текстурой и наоборот, их чередование, равновесное расположение и т.д.).

Терраса - горизонтальная или слегка наклонная площадка естественного происхождения или искусственно устроенная, образующая уступ на склоне местности; характерна для садов древности, парков эпохи ренессанса и барокко, расположенных на склонах, вдоль оврагов, в горных условиях (на рельефе).

Тождество - одно из средств гармонизации садово-паркового ансамбля, при котором на первый план выходит полное сходство соизмеряемых признаков, линейных и объемных размеров какой-то определенной пространственной композиции. Тождественное чередование архитектурных и других компонентов парка (например, скульптур, фонтанов, формованных деревьев вдоль аллеи, рисунка цветников и т. д.) устанавливает их метрическую закономерность в пространстве, придает композиции свойства уравновешенности и статичности. Находит применение главным образом в центральных и наиболее торжественных частях садово-парковых ансамблей, решенных в регулярном стиле.

Топиарное искусство - возникшее в древности искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм (например, животных, архитектурных сооружений и т. д.). Используются, например, лавр благородный, биота, бирючина и другие растения с мелкой фактурой кроны, хорошо переносящие стрижку. Точка восприятия - см. Видовая точка

Травник - аптекарский огород XVII в. (часто у стен монастыря).

Трельяж - вертикальная плоскостная опора (каркас) для вьющихся растений (роз, клематисов и др.). Выполняется в виде ажурной решетки из дерева, металла с различными размерами гнезд: длина и высота зависят от вида оплетающего растения и характера использования; устанавливается в садах, на улицах, вдоль мостиков, лестниц, одновременно служит ограждением.

Усики - небольшая деталь в оформлении садового партера, имеющая вид стилизованного стебля, вытянутого и изогнутого листа.

Фактура кроны - особенность, структура строения поверхности дерева, куста. Зависит от величины листьев и их размещения на ветвях. Например, мелкой фактурой кроны характеризуется самшит, снежноягодник; крупной - катальпа, орех серый, сумах ароматный.

Физиономический принцип композиции растительного материала - гармоническое сочетание формы, текстуры, цвета и других внешних признаков растений, входящих в определенные композиции, вследствие чего они отличаются эстетическим единством. При подборе растений по физиономическому принципу принимается во внимание и их экологическая совместимость. При этом один из видов должен занимать доминирующее положение, а другие — сопутствующее или подчиненное.

Фланкирование - симметричное размещение каких-либо объектов по сторонам центральной композиционной оси (например, садовых павильонов при главном доме усадьбы). Прием широко использовался в регулярных парковых композициях.

Флерон - один из ведущих мотивов в рисунке классического садового партера, напоминает прихотливо изогнутую ветвь растения и размещается в центральной части партера.

Фон - поверхность или пространство, на которых выделяются главные элементы композиции, внешнее окружение, среда объекта (в парке архитектура выявляется на фоне деревьев, цветник - на фоне газона и т. д.). Важным композиционным требованием является, с одной стороны, достаточная цветовая, фактурная контрастность фона по отношению к объекту, а с другой - его относительная однородность, позволяющая выявить силуэт объекта, подчеркнуть его значение, не отвлекая зрителя от главного.

Формовка - вид обрезки, стрижки с целью придания растению определенного габитуса, не присущего растению (стрижка в форме шара, куба, одно-, трех- рядной живой ступенчатой изгороди).

Французский стиль — см. Регулярный стиль.

Функциональная организация территории - разделение парка, зоны отдыха на части, предназначенные для разных видов использования (см. Зонирование).

Хаос - беспорядочное нагромождение диких скал, крупных каменных глыб. В романтических парках XVIII—XIX вв символизировал собой бездну, начальное состояние материального мира, из которого произошло все сущее (например. Большой и Малый хаосы в Алупкинском парке) Цветочные массивы - крупномасштабные цветочные композиции площадью 80—150 м кв. и до 1000 м кв. на полянах, в лугах, создаваемые из многолетников. Массивы выполняются обычно в одном тоне (огненно-красные, белые, золотисто-желтые). Практикуются контрастные сочетания 2—3 тонов. Часто располагаются в партерной части парка, перед общественными зданиями.

Циклопическая кладка - кладка из больших камней, исполинских каменных глыб. Монументальные композиции с применением такой кладки характерны для парков периода романтизма конца XVIII — начала XIX в. (Софиевка, Василево. Митино и др.).

Циркумференции - низкие (иногда полукруглой формы) строения служебного назначения, окружающие парадный двор перед дворцом и отделяющие его от парка или улицы (например, у Екатерининского дворца в Пушкине).

Чайный сад - сад, примыкающий к чайному дому, приспособлен для отдыха и чайной церемонии (первоначально в Японии, Китае).

Чердак (в русских садах XVII в.) - открытая деревянная садовая беседка, обычно на столбах-опорах.

Шале - сельский домик в романтических парках XVIII в., садовый павильон, который вносил в пейзаж пасторальный оттенок (Павловск).

Шпалера — ряд густо посаженных низкорослых деревьев или кустарников, стриженых в стенку или на опорах. Опорой служит деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов проволока, прикрепленная к столбам.

Штамб — безлистная и очищенная от ветвей часть ствола от корневой шейки до первой скелетной ветви кроны. Как правило, штамбовые деревья формируют для аллейных посадок или в качестве солитеров.

Шутиха - увеселительное устройство в виде фонтана с «сюрпризом», была особенно популярна в русских садах XVIII в. (например, при дворце Монплезир).

Экзот - термин, используемый в отношении введенных растений (обычно субтропических или тропических), не произрастающих в диком виде в данной местности и отличающихся цепными декоративными качествами (например, араукария в Алупкинском парке).

Эмблематическая скульптура - скульптура, имеющая иносказательный, условный (иногда нравоучительный) смысл, символическое изображение какого-либо отвлеченного понятия, идеи, природного явления и т. п. В садах XVII—XVIII вв. было принято устанавливать целые комплексы таких скульптур, например в виде мифологических существ, обнаженных человеческих фигур (например, в Летнем саду. Петергофе, Павловске).

Эрмитаж - сооружение, характерное для эпохи развития садово-паркового и дворцового искусства XVII-XVIII вв., представляющее архитектурную постройку, расположенную в глубине парка, вдали от дворца, главного дома усадьбы и предназначенную для уединенного отдыха, размышлений, а также собрании, демонстрирования коллекций, организации концертов и др. Первоначальный смысл термина - место обитания отшельника.

Эспланада - широкое незастроенное пространство перед общественными зданиями на площадях,  в  крупных  парках.   На  эспланаде  устраиваются  партеры,  широкие  аллеи  с фонтанами, скульптурой.

Японский сад - традиционное произведение садово-паркового символическим    воспроизведением    природы    на    небольших    пространствах, тонкой  проработкой деталей, создающее у посетителя определенное состояние созерцательности.